Защита авиационных объектов от птиц.
Ущерб, наносимый птицами летательным аппаратам, огромен. Лётные происшествия, связанные со столкновениями самолётов с птицами, получают широкую огласку, только если они привели к катастрофам или очень серьёзным последствиям для людей и техники. Основная масса таких инцидентов остаётся исключительно в пол зрения специалистов. Только в США ежедневно регистрируется порядка 20 лётных происшествий с птицами.
Приступая к защите аэропорта от птиц, необходимо определить, какие виды птиц присутствуют на его территории или пролетают над ней, в каком количестве, в какое время суток и года, и что их туда привлекает (кормёжка, отдых, гнездование). В крупных аэропортах в штате аэродромной службы обычно имеются орнитологи. Если штатных орнитологов нет, возможен выезд нашего специалиста. Много информации могут дать и фотографии птиц на объекте, присланные нам. Наше предприятие имеет почти двадцатилетний опыт взаимодействия с аэропортами по вопросам обеспечения орнитологической безопасности полётов. На сегодняшний день поставленное нами оборудование эксплуатируется на более чем 60 объектах гражданской авиации, в том числе в основных международных аэропортах, а также на заводских и военных аэродромах.
Как показывает опыт, максимальный успех в борьбе с ущербом, наносимым птицами, удаётся достичь при комплексном подходе, когда организационные мероприятия и применение традиционных средств, таких как например пиротехника, сочетается с использованием современных технических средств защиты, воздействующих на различные органы чувств птиц.
На лётных полях сегодня широко применяются биоакустические приборы и системы, воспроизводящие сигналы тревоги и бедствия отпугиваемых птиц, крики хищников, ружейные выстрелы и другие звуки, воздействующие на птиц. Главная особенность аэропортов как защищаемых объектов - их большая площадь, притом не имеющая препятствий для распространения звука и света. Учитывая это, в качестве основного прибора для отпугивания птиц используется "Bird Gard Super Pro AMP". Этот прибор обладает высокой выходной мощностью. Его сигнал слышен на расстоянии более 1 км. Мы рекомендуем устанавливать их на дистанциях 400 - 500 м друг от друга, чтобы обеспечить эффективную защиту. Это объясняется тем, что птицы, как правило, не боятся источников опасности, удалённых от них более чем на 200 м. Данные приборы целесообразно использовать против тех птиц, которые в конкретном случае являются массовыми, чьё появление вероятно на большом пространстве. В том случае, если птицы строго приурочены к каким - то определённым участкам (например, гнездовье грачей на нескольких стоящих рядом деревьях) или нерегулярно посещают такие участки (пролётные утки, привлечённые лужей в понижении рельефа), достаточно использовать приборы меньшего радиуса действия ("Bird Gard Super Pro", "Bird Gard Pro Plus", "Bird Gard Super Pro PA - 4"). Эти приборы могут устанавливаться стационарно, аналогично "Bird Gard Super Pro AMP" или использоваться в качестве мобильного средства защиты. При их монтаже на автомобиле блоки управления устанавливаются внутри салона автомобиля, записываются от штатного аккумулятора, а динамики монтируются на крыше.
Отпугивающие сигналы, которые мы используем, записаны на территории России. Они эффективно воздействуют на этих птиц, что подтверждается многолетним опытом эксплуатации приборов в большинстве международных аэропортов России. Реже угрозу представляют скворцы, утки, куропатки, кулики, хищные птицы, также проводящие время на ВПП, рулёжных дорожках и грунтовых участках (или гнездящиеся, кормящиеся поблизости от аэропорта и потому опасные для воздушных судов поблизости от аэропорта и поблизости от неё). Голуби также могут быть проблемными птицами: если они кормятся на зерновых полях по соседству или привлечены пищевыми отходами в зоне аэровокзала, или используют ангары как места для отдыха и гнездования. Большая часть столкновений с птицами происходит на небольшой высоте при взлёте и посадке, причём в первом случае опасность от этого наиболее высока в тёмное время суток.
В последние годы во многих аэропортах мира стали использоваться новейшие лазерные приборы, позволяющие оперативно отпугивать птиц с больших территорий. Они особенно эффективны в пасмурную погоду, в сумерках и ночью. В тёмное время суток многие птицы (чайки, кулики, утки) присутствуют на территории аэродромов, что делает актуальным применение против них лазерных отпугивателей. Кроме того, лазеры позволяют также предотвратить гнездование птиц на сопредельных с аэропортом территориях, если применять их непосредственно на гнездовьях. Например, чайки, гнездящиеся на водоёмах вблизи лётного поля, за несколько ночных сеансов отпугивания с гнёзд в сезон насиживания кладки, могут быть удалены на весь предстоящий летний сезон. Таким образом, количество их полётов на территории аэродрома резко сократится. Кроме того, этот отпугиватель успешно может быть использован для удаления птиц и в ангарах. Для отпугивания птиц в помещении также могут быть использованы биоакустические и ультразвуковые приборы).
Важным дополнением к этим отпугивающим средствам являются антиприсадные шипы от птиц, устанавливаемые на предметах, которые птицы используют для отдыха или выслеживания добычи - таких как метеощиты, мачты освещения, антенны курсоглиссадной системы. Для борьбы с хищными птицами они совершенно необходимы и могут быть названы "средством номер один". Противоприсадные шипы сделаны из радиопрозрачного материала и потому могут быть применены без каких - либо проблем. Там, где установка противоприсадных шипов невозможна или вызывает трудности, можно применять отпугивающий гель. Кроме того, на лётных полях широко используются различные визуальные отпугиватели, в том числе шары с глазами хищной птицы и блестящие ленты.
Ещё одним распространённым акустическим средством защиты в аэропортах являются гром пушка для отпугивания птиц.
Грунтовые участки нужно регулярно прокашивать (с вывозом зелёной массы), что уменьшит для них кормовую ценность территории. Борьба с высокой травой, кустарником и древесным подростом необходима также для снижения привлекательности территории для перепелов, куропаток, коростелей, а с понижением рельефа, в которых накапливается вода - для уток и куликов.
Наряду с защитой территорий аэродромов, в авиации существует другая проблема, связанная с птицами. Это защита от ущерба, который наносят пернатые самолётам в ангарах. Птицы, проникающие внутрь, сбрасывают мелкие предметы, повреждающие лакокрасочные покрытия воздушных судов, и загрязняют их помётом. Особенно это не допустимо при выполнении их покраски.
Защита ангаров должна решать две задачи – снизить вероятность проникновения птиц внутрь и создать максимально некомфортные условия для тех особей, которые всё же оказались в помещении или же находились в нём до начала мероприятий по защите. Первая задача решается путём максимального закрытия путей проникновения птиц (заделка отверстий, замена разбитых стёкол, перекрытие сеткой вентиляционных проёмов и т.п.) Кроме того в связи с тем, что птицы могут проникать в ангар при открывании ворот необходимо около них снаружи разместить биоакустический отпугиватель, который бы включался непосредственно одновременно с включением механизма открытия. Для усиления эффекта вблизи динамиков прибора следует разместить шары с глазами хищной птицы.
Если вблизи ворот снаружи имеются конструкции, на которых могут находиться птицы, на них устанавливаются антиприсадные шипы от птиц.
Вторая задача решается путём использования стационарных лазерных отпугивателей в сочетании с биоакустическими или ультразвуковыми отпугивателями. Если использовать биоакустические приборы внутри помещений, их следует включать только при открывании ворот, чтобы птицы могли покинуть помещение.
Следует также иметь в виду, что защита любого помещения требует тщательной очистки всех конструкций от следов жизнедеятельности птиц (помёт, перья, гнездовой материал) до ввода в эксплуатацию технических средств защиты. После этого в местах, где птицы гнездятся или обычно сидят, нужно установить противоприсадные устройства.