отпугиватели птиц ООО Ладья

Ладья - оборудование для защиты от птиц

пн-пт: 10:00 - 18:00
сб-вс: выходной
ООО Ладья"
Оборудование для обеспечения орнитологической безопасности полетов ООО

Источник: Журнал "Аэропорт партнёр" № 1 (128), 2020 г.

Об обеспечении орнитологической безопасности после инцидента в аэропорту Жуковский мы побеседовали с Александром Львовичем Рыжаком, директором ООО «Ладья». Это – первое в стране предприятие такого рода, созданное в 1996 году. Его оборудование работает на большинстве объектов гражданской авиации, в том числе и в аэропорту Жуковский.

- Александр Львович, в социальных сетях были даже своего рода обвинения, что-де оборудование не сработало.

- Давайте разберемся по порядку. Прежде всего, хочу сказать, что пилоты авиалайнера Дамир Юсупов и Георгий Мурзин – настоящие герои и профессионалы своего дела. У них были буквально секунды, чтобы принять единственно верное решение и блестяще реализовать его.

А что касается нашего оборудования, то оно эксплуатируется примерно на 100 авиационных объектах в России и стран СНГ, и прекрасно себя зарекомендовало. Это видно из отзывов, размещенных на нашем сайте. Кроме того, в Жуковском было не только наше оборудование.

- Почему же его оказалось недостаточно в этой ситуации?

- Не созданы еще такие средства, которые гарантировано могут отпугнуть 100% птиц с защищаемой территории.

Будем честны. Все мероприятия, которые проводятся по предотвращению столкновения самолетов с птицами, направлены на снижение вероятности таких происшествий. Но полностью исключить их они не могут. Оперативные службы аэродромов должны делать все, чтобы территория ВПП и рядом с ней были непривлекательны для птиц. И здесь необходим максимально комплексный подход – сочетание различных типов оборудования для обеспечения орнитологической безопасности полетов, вплоть, как отмечалось в документах ИКАО, до демонстративно устрашающего отстрела неохраняемых законом видов пернатых.

Другое направление деятельности связано с состоянием приаэродромных территорий.

Периодически проводятся обследования территорий, прилегающих к аэропортам, с целью выявления объектов, привлекающих птиц, например, полигонов ТБО, водоемов, предприятий АПК, пищевых производств и т.д.

Нередко на одной стороне аэродрома птицы гнездятся, а на другой кормятся – те же водоемы (их и в Жуковском немало) и свалки. И каждый день птицы перелетают над аэродромами.

Выход – в надлежащем обустройстве приаэродромных территорий. Но эти территории аэродромам и аэропортам не принадлежат. Это уже вопрос  взаимодействия аэропорта с местными властями, на которые аэропорт не имеет никаких рычагов воздействия. Приаэродромная территория – это в радиусе 15 километров. Попробуйте ее обустроить, хотя бы убрать «криминальные объекты» – те же свалки т.н. твердых бытовых отходов. Это же житницы и для чаек и для ворон. А  таких свалок немало и в Подмосковье, и под Питером, и не только там.

И еще одно важное обстоятельство – укомплектованность аэропортовых орнитологических служб. Это – большая проблема. Даже в больших аэропортах профессиональных орнитологов практически  нет. Зарплата у них очень низкая. Вот и работают там, в лучшем случае, охотники-пенсионеры. И курсы повышения квалификации здесь проблемы не решают. Нужны профессиональные квалифицированные кадры. Решать это нужно в целом по отрасли.

- Наверное, только поставить необходимое оборудование – этого на практике мало?

- Да, недостаточно. Оборудование должно работать и его надо эксплуатировать правильно. Нельзя допускать привыкания птиц к отпугивающим сигналам. С точки зрения технического совершенствования оборудования и в мире, и у нас делается много. Потенциальных пернатых нарушителей и их пернатых врагов надо знать досконально, вовремя менять режим работы оборудования и состав сигналов. А главное – необходим комплексный подход в обеспечении аэропортов оборудованием.

Помимо биоакустики нужны ракетницы, лазеры, газовые пушки, визуальные средства. Я упомянул о документе ИКАО, разрешающем демонстративный отстрел неохраняемых птиц. Знаете, когда к птичьему крику - сигналу тревоги добавляется выстрел, это действует эффективнее. То есть нужна система. Примером в этом плане может служить Шереметьево. Там идет поэтапное совершенствование комплекса средств защиты путем внедрения самого современного оборудования.

- Когда шла торжественная церемония открытия 3-ей ВПП, и на нее приземлялся первый лайнер, отчетливо слышал сигналы хищной птицы.

- Это работал наш биоакустический прибор. Мы поставили в Шереметьево немало оборудования для обеспечения орнитологической безопасности. Кстати, и аэропорт Жуковский сейчас пополняет комплекс своей орнитологической защиты. Мы поставили им несколько биоакустических, а также визуальных отпугивателей. В частности, воздушные змеи, имитирующие хищную птицу. В отличие от неподвижных «пугал» он летает и в сочетании с биоакустикой дает сильный эффект. Опыт показывает: постоянное воздействие различными способами на птиц, обитающих в районе аэродромов, оказывает заметное влияние. У птиц «сдают нервы», они чувствуют себя некомфортно и в итоге покидают «насиженные места», перемещаются на новые.

В мире сейчас много фирм, работающих над совершенствованием оборудования для обеспечения и создания новых методов и средств орнитологической безопасности. И наше предприятие среди них.

- Как аэропорту выбрать нужное, эффективное оборудование и не ошибиться? 

- А вот это – вопрос не простой. Возьмем закупки. Раньше аэропорт покупал оборудование напрямую у изготовителя, самостоятельно. Сейчас многие аэропорты, что называется, в «пуле», то есть в единой компании, объединении. А вот снабженец у них – общий. Ему в тонкости каждого аэропорта, тем более орнитологической защиты вникать недосуг. И берут, что называется по испытанному соотношению: «цена – качество». А вот с качеством – беда.

К сожалению, в нашей стране и странах ближнего зарубежья появились фирмы, которые изготавливают некие приборы, которые позиционируются как биоакустические отпугиватели птиц. Некоторые из них даже в какой-то мере имитируют внешний вид нашей аппаратуры. При этом утверждается, что их можно использовать в любом месте земного шара для борьбы с любыми птицами. Это – полный абсурд. Каждый прибор должен транслировать сигналы «тревоги» и «бедствия» именно тех птиц, которых необходимо отпугивать на данном объекте.

В другом случае изготовитель утверждает, что его приборы могут отпугивать птиц на расстоянии до 800 метров. Даже такие мощные приборы как «Bird Gard Super Pro AMP» (США) и «Биозвук МС» (Россия) эффективно работают на дистанциях порядка 200-250 метров. Это объясняется тем, что птицы не боятся удаленных источников опасности, т.к. имеют достаточное время, чтобы скрыться от них.

И это, знаете ли, беда – появление такой продукции. Ведь, как может рассуждать администратор аэропорта: куплю три прибора с радиусом действия до 800 метров и всю взлетно-посадочную полосу прикрою. А сколько надо установок с радиусом действия 200 метров? В четыре раза больше!

Более того, «ученые мужи» под изделия мошенников (иначе их и не назовешь) подводят «научную базу». Это, повторяю, беда. Те, кто закупает оборудование, должны вникать в суть дела, а видят зачастую лишь соперничество производителей и поставщиков оборудования (по принципу: мол, всяк кулик свое болото хвалит). Это касается и специалистов, работающих во властных авиаструктурах.

Как с этим бороться?

Но бороться надо. Орнитологическая безопасность – составная часть общей транспортной безопасности. Без нее развитие авиационной отрасли чревато серьезными издержками. Это – не побоюсь громких слов – дело государственное.

Беседовал Евгений Сергеев

×

Обратный звонок

Сервис обратного звонка RedConnect