Источник: "Транспортная стратегия - XXI век" № 43, 2019.
Юбилейная дата в истории отечественной гражданской авиации – хороший повод не только для того, чтобы отметить позитивные результаты, достигнутые за эти годы, но и еще раз обратиться к имеющимся проблемам и путям их решения на основе накопленного опыта.
ООО «Ладья» более 20 лет специализируется на решении вопросов, связанных с орнитологическим обеспечением безопасности полетов. Мы оказываем предприятиям авиационной отрасли широчайший круг услуг, включая:
• дистанционные и выездные консультации по вопросу выбора рационального комплекса средств защиты от птиц;
• масштабные эколого-орнитологические обследования как непосредственно на территориях аэропортов, так и в 15-километровых зонах в соответствии с требованиями РООП ГА-89;
• разработку предложений по оснащению летных полей техническими средствами для орнитологического обеспечения безопасности полетов с учетом реальной обстановки;
• поставку необходимого оборудования;
• шеф-монтаж и обучение эксплуатационного персонала работе с аппаратурой непосредственно на авиационных объектах. Огромный опыт, приобретенный нашими специалистами, в том числе орнитологами высокой квалификации, во всех упомянутых направлениях работ позволяет сегодня приносить ощутимую пользу отечественной авиации. Достаточно сказать, что уже более 100 аэропортов России и стран СНГ оснащены оборудованием, которое было поставлено нашим предприятием. При этом надо иметь в виду, что все эти средства защиты отвечают современным требованиям, а электронная аппаратура изготовлена ведущими мировыми фирмами, дистрибьюторами которых мы являемся, либо непосредственно нами. Это позволяет предоставлять эксплуатирующим оборудование предприятиям заводскую гарантию и послегарантийное обслуживание.
ПРОБЛЕМА ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Несмотря на то что оснащенность техническими средствами защиты предприятий отрасли неизмеримо выросла за последние два десятилетия, проблема орнитологической безопасности полетов по-прежнему требует пристального внимания. Это связано с ростом интенсивности полетов, вводом в строй новых и реконструкцией существующих аэропортов, усложнением орнитологической обстановки в связи с деятельностью человека в зонах, прилегающих к аэропортам, и рядом других обстоятельств. Отрадно, что улучшается финансирование служб, обеспечивающих решение орнитологических проблем в аэропортах, выделяются средства на приобретение средств защиты, улучшается организация работ на объектах авиации. Тем не менее статистика Росавиации показывает, что успокаиваться рано. Например, в 2017 году произошло 110 столкновений воздушных судов с птицами, приведших к повреждению. Это на 34 % больше, чем в предыдущем году. Что же касается общего количества столкновений, то их количество варьируется от 700 до 1000 в год. Серьезное происшествие в Жуковском 15 августа 2019 года еще раз продемонстрировало, что стоит за этими цифрами и с какими угрозами нам приходится сталкиваться. К основным проблемам, которые требуют решения для повышения защищенности аэропортов от птиц, по нашему мнению, можно отнести:
• повышение уровня квалификации сотрудников аэродромных служб, занимающихся вопросами орнитологического обеспечения безопасности полетов, и снижение текучести кадров;
• повсеместное внедрение современных технических средств и методов защиты от птиц;
• обновление нормативно-методической базы в авиационной отрасли, касающейся вопросов орнитологии;
• реализацию мероприятий по улучшению орнитологической обстановки на прилегающих к аэропортам территориях по результатам проводимых в настоящее время орнитологических обследований при аэродромных территорий в 15-километровых зонах. Понятно, что эти проблемы не новы, а для их решения требуются существенные затраты. Тем не менее от них не уйти, если мы хотим избежать значительного материального ущерба и, главное, обеспечить высокий уровень безопасности полетов для пассажиров.