Источник: "Авиасоюз" №5 (77), сентябрь-октябрь 2019.
Летное происшествие с самолетом А321, связанное с попаданием птиц в двигатели и его посадкой на кукурузное поле в районе аэропорта «Жуковский» 15 августа 2019 г., привлекло всеобщее внимание к проблеме обеспечения орнитологической безопасности полетов.
Безусловно, за последние годы оснащенность отечественных аэропортов средствами защиты от птиц заметно выросла. Тем не менее, статистика Росавиации показывает, что успокаиваться рано. Например, в 2017 г. произошло 110 столкновений воздушных судов с птицами, приведших к повреждению конструкции, что на 34% больше, чем в 2016 г. Что касается общего количества столкновений, то оно варьируется от 700 до 1000 в год. Это связано с ростом интенсивности полетов, вводом в строй новых и реконструкцией существующих аэропортов, усложнением орнитологической обстановки в связи с деятельностью человека в зонах, прилегающих к аэропортам, и рядом других обстоятельств.
В документе ИКАО «Руководство по аэропортовым службам» (Часть 3. «Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения.») в сжатом виде содержатся важные положения. Они касаются как организационных вопросов, так и применения различных методов и средств обеспечения орнитологической безопасности полетов.
Наше предприятие ООО «Ладья» более 20 лет специализируется на решении вопросов защиты аэропортов от птиц. Хотел бы подчеркнуть, что сформулированные в документе ИКАО принципы полностью согласуются с теми выводами, к которым пришли наши специалисты на основе накопленного ими опыта.
На мой взгляд, следует сформулировать их следующим образом:
- не существует универсального решения, которое бы годилось для любого объекта;
- эффективная защита достижима только при комплексном использовании различных методов отпугивания;
- при использовании средств защиты следует избегать однообразия, то есть одного и того же постоянно повторяющегося воздействия из одного и того же места.
Наиболее наглядно применение этих принципов можно проиллюстрировать на примере биоакустических средств отпугивания птиц. Наши эксперименты показывают, что если в качестве единственного средства защиты используется стационарно установленные отпугиватели, воспроизводящие через фиксированные промежутки времени одни и те же сигналы, то они очень быстро становятся неэффективными, так как у птиц возникает «привыкание» к этим звукам. Совершенно другую картину можно наблюдать для тех же отпугивателей в случае, если у них меняются по случайному закону:
- состав отпугивающих сигналов;
- длительность;
- промежутки между сигналами;
- тембр воспроизведения одних и тех же сигналов.
При этом наряду с биоакустикой необходимо применять другие средства, в том числе пропановые пушки, пиротехнические средства, различные визуальные отпугиватели, например, воздушные змеи, имитирующие хищную птицу и т.д. Если есть возможность время от времени перемещать отпугивающие средства, это также даст положительный эффект. В этом смысле очень важным является участие персонала, который использует такие мобильные отпугиватели, как пиротехнику, ручные лазерные приборы, а также биоакустику, установленную на автомобили аэродромных служб.
Таким образом, необходимо интегрировать различные методы и средства защиты, внося в их использование как можно больше разнообразия.
Сегодня наше предприятие предлагает широкий выбор современных эффективных средств обеспечения орнитологической безопасности полетов. На их основе и руководствуясь указанными выше принципами, а также другими положениями «Руководства по аэропортовым службам» ИКАО, можно создавать эффективную защиту объектов авиации.