отпугиватели птиц ООО Ладья

Ладья - оборудование для защиты от птиц

пн-пт: 10:00 - 18:00
сб-вс: выходной
ООО Ладья"
Это первое в стране предприятие по поставке оборудования для орнитологического обеспечения безопасности полетов.

Источник: Журнал "Аэропорт партнёр" № 1 (120), 2018 г.

Александр Львович Рыжакдиректор ООО «Ладья».

Это первое в стране предприятие по поставке оборудования для орнитологического обеспечения безопасности полетов.

Создано в 1996 году. Сегодня этим оборудованием оснащено более 70 объектов гражданской авиации, в том числе крупнейшие аэропорты России и Казахстана, а также авиазаводы и аэродромы различного назначения. Кроме того, оно работает на тысячах объектах промышленности, энергетики, сельского хозяйства, городской инфраструктуры и даже на судах.

Чайки идут на «таран»

Казалось бы, ну что может пернатая кроха супротив крылатой железной махины? Однако ИКАО каждый год регистрирует в мире примерно 5400 «пернатых таранов» на самолеты. На счету «птичьих истребителей» - сбитые «фарманы», «кукурузники», турбовинтовые и реактивные самолеты. По статистике, с 1988 года именно из-за этого погибли 194 человека.

Вот лишь несколько красноречивых примеров.

10 июля 2006 года чуть не погиб главком ВМФ Владимир Масорин, когда самолет, на котором он летел, столкнулся с птичьей стаей.

27 июля 2006 года из-за птиц на взлете разбился МиГ-29 из пилотажной группы «Стрижи». Лишь мастерство летчиков, сумевших катапультироваться с высоты 50 метров, спасло им жизнь.

29 августа 2005 года самолет министра обороны ФРГ из-за повреждения турбины совершил вынужденную посадку в Узбекистане. Поломка произошла из-за столкновения с птицей.

9 июля 2004 года при взлете в аэропорту Внуково Як-42 авиакомпании «Газпромавиа» столкнулся со стаей голубей. Птицы попали в фюзеляж, крыло и левый двигатель. Самолет вынужден был совершить посадку. Ущерб составил 300 тыс. долларов.

2 октября 2004 г. в Казахстане «Боинг-757-200» после вылета из аэропорта города Атырау совершил вынужденную посадку из-за столкновения со стаей чаек.

По официальным данным ФАВТ статистика столкновений самолетов с птицами остается стабильно высокой. Так суммарное количество инцидентов и добровольных сообщений составило в 2015 году – 413, а в 2016 году – 775. Поэтому эта проблема постоянно вызывает внимание специалистов.

В России по статистике чаще всего «идут на таран» чайки и хищные птицы. Инженеры всего мира ломают голову над тем, как защитить самолеты от птиц применяя сверхпрочные материалы. Но можно сделать это проще отпугивая их от аэродрома, ведь они идут на таран только при взлете или посадке воздушного лайнера. На высоте авиамаршрутов их нет.

Таким методом и владеет в совершенстве ООО «Ладья».

Начало

Выйдя из метро «Белорусская», ближайшее к офису «Ладьи», услышал характерный крик хищной птицы.

- Это ваш «стервятник» на Белорусской? – первое, что я спросил у Александра Львовича. – Наш, - улыбнулся он – и на Добрынинской, и на Курской, и на многих других станциях метро…

Так начался разговор об очень интересной работе предприятия, которое возникло по словам собеседника, «случайно». Выпускник Московского электротехнического института связи, старший лейтенант Александр Рыжак служил недалеко от Туруханска, на радиорелейных станциях военного назначения. Система «Горизонт», тропосферная радиорелейная связь. Опыт по жизни и профессии серьезный.

После демобилизации работал в НИИ, где разрабатывались АСУ подводных лодок. Работая, защитил диссертацию. Начальник отдела, кандидат наук. А тут перестройка. Финансирование оборонки сократилось катастрофически. «Зарплаты на семью, а было уже двое детей, хватало пару раз сходить в магазин. Брат, который тоже в НИИ работал, оказался в таком же положении. На свои деньги купили измерительную аппаратуру, стали оказывать научные услуги государственным предприятиям. Но и там на науку деньги кончились…

Вы будете смеяться, но на бизнес толкнули… грызуны. Как-то на продовольственном складе увидел большие странные агрегаты – ультразвуковые отпугиватели крыс и мышей. Директор пожаловался: «Агрегаты стоят с 50-х годов. Уже давно не работают. Приезжает санэпидембригада. Потравят грызунов… А они опять появляются. Неистребимы». И мысль запала… Должно же быть современное оборудование. Но у нас ничего такого тогда не было… Узнал, в США есть. Стали покупать их приборы. Оказалось, что существуют и отпугиватели птиц. Первая мысль тогда была, а как с этим в авиации? Оказалось, там только ракетницы и отстрел, который вскоре запретили. И мы начали поставлять оборудование в аэропорты».

По рассказу все просто как дважды два четыре. Но, наверное, надо обладать знаниями, солидным научно-техническим бэкграундом и профессионально-практической интуицией, чтобы мысль, что «запала», реализовалась в дело.

- Трудно начинали, Александр Львович?

- Трудно. Да и сейчас трудно. Трудно быть первыми, а сейчас в этой нише уже и конкуренция немалая.

В нашем штате никогда не было более 10 человек. Но есть орнитологи, в том числе кандидат сельскохозяйственных наук. Принцип действия биоакустического оборудования основан на использовании инстинкта самосохранения птиц. Оборудование воспроизводит крики «бедствия» и «тревоги» птиц, крики хищных птиц и другие сигналы.

То есть отпугивают не приборы, а сигналы, которые они воспроизводят. Формирование банка отпугивающих сигналов – центральный вопрос при создании эффективной биоакустической аппаратуры. Наши орнитологи постоянно записывают новые сигналы на территории нашей страны. Использование «импортных» криков «тревоги» и «бедствия», тем более записанных на других континентах, не дает необходимого результата.

Биоакустическое оборудование рекомендовано ИКАО и широко применяется в аэропортах и других авиационных объектах по всему миру для борьбы с чайками, воронами, грачами, дроздами, голубями, гусями и другими пернатыми.

Предприятие поставляет биоакустические приборы и установки, имеющие различные характеристики, что позволяет выбрать наиболее рациональный вариант для конкретного объекта. Все они сегодня с успехом применяются в аэропортах России от Калининграда до Чукотки.

Мы поставляем и другие средства защиты - лазерные, ультразвуковые, противоприсадные и визуальные. Они эффективны и не наносят вред природе, а их комплексное применение вместе с биоакустикой, пиротехникой, другими организационно-техническими мероприятиями помогает достичь высокого уровня орнитологической безопасности полетов.

Одним из первых заказал оборудование аэропорт Шереметьево. Это были американские приборы одного из мировых лидеров в этой области фирмы Bird Gard LLC, которые «Ладья» начала поставлять в 1996 году. Оборудование очень надежное. Некоторые приборы работают в России еще с конца 90-х. Они просты в обслуживании, все алгоритмы реализованы аппаратно. Сигналы были записаны нашими орнитологами.

С годами авиация стала предъявлять новые требования к аппаратуре, что подтолкнуло нас к разработке собственного оборудования. В итоге, вложив значительные средства, наши специалисты создали биоакустические установки нового поколения "Биозвук". Это самое мощное оборудование из представленного на рынке. Разработана мобильная установка для монтажа на автотранспорт с питанием от аккумуляторной батареи для оперативной работы орнитологических служб аэродромов, и стационарная, всепогодная с питанием от сети 220 Вольт.

Возможности оператора этих установок неограниченные. Там сотни сигналов, которые можно варьировать, можно создавать сценарий для разных птиц, искусственные сигналы, выстрелы ружейные. Понятно, что в каждом регионе свои птицы. Задаем паузы, длительность фрагментов, случайный порядок, тембры звучания, чтобы было естественно и избежать привыкания. Можно составить почасовую программу работы установки.

В зависимости от региона, орнитологической обстановки создаем несколько сценариев. Сейчас поставляем оборудование даже на рыболовецкие суда, которые ведут промысел у берегов Северной Африки. Ведь когда тянут трал, там птиц - туча. Они гадят, воруют рыбу. С нашим оборудованием их количество резко сократилось. Такие вот экзотические вещи.

«Американцев» русифицируем

 - А американское оборудование продолжаете поставлять?

- Да. Но мы существенно его дорабатываем. У него температурный режим всего от – 20 °C до + 25 °C. Нужен бо́льший диапазон. Заказываем новые корпуса, ставим термостат, автоматы, блоки питания, все перемонтируем. Наш работает до – 50 °C. Поставляли на Камчатку, на Ямал эти уже доработанные приборы. Кроме того, делаем стойки для приборов специально для аэропортов с ломким основанием, в соответствии с НГЭА-92. То есть это уже не чисто американское оборудование, а отвечающее нашим климатическим и техническим требованиям и с нашими сигналами.

- Чтобы все это делать, нужно собственное производство?

- Нет, широко применяем кооперацию, используем покупные блоки, а окончательную сборку и доводку выполняем сами. Есть своя экспериментальная база. Иметь собственное производство – нерационально. Также работает и американская Bird Gard LLC. В бизнесе все приходится считать. Живем скромно, хотя расходы значительные: аренда офиса, склада, транспорт, связь, ну и налоги надо платить.

- С точки зрения законодательства как работается?

- Хорошо, что законодательно для малых предприятий существует «упрощенка», т.е. не платим НДС, налог на прибыль. Но не дай Бог ее отменят, слухи такие есть. За каждый заработанный рубль полтинник отдаем государству. Порой с таможней возникают проблемы. Лет десять ввозим оборудование, платим налоги. Вдруг заявляют – неправильно платим таможенную пошлину. А ведь сама таможня и определяет сколько платить, контролирует код товара. В суд? Идите, говорят. Но сначала за все годы заплатите… Пришлось, хоть и не за 10 лет, но платить сотни тысяч рублей.

Так что трудно, повторяю, было и вначале, и сейчас. Нужны усилия для информационного обеспечения. Это прежде всего интернет, затем выставки, печатная реклама и т.д. Всё это требует значительных затрат. Спрос растет – растет и конкуренция. В том числе и недобросовестная. Например, есть фирмы, которые изготавливают дешевое малоэффективное оборудование, а в рекламе сообщают, что оно не имеет аналогов и превосходит по характеристикам лучшие мировые образцы.

Решаем проблемы

- Ну, а санкции, кризис сказываются?

- Влияют. Особенно, если поставляешь импортное оборудование. Рубль падает, а цену мы же соответственно уровню падения повысить на товар не можем, значит «маржа» падает автоматически. Для предприятий, связанных с импортом, это потери. Это плохо и при изготовлении отечественного оборудования (ведь без иностранных комплектующих электронное оборудование не сделаешь).

- То, что Вы делаете, это и есть по сути импортозамещение, о котором столько «трубят»?

- Сейчас уже «трубят» меньше. Импортозамещение – это фундаментальная вещь. А если говорить об электронном оборудовании, то у нас светлые головы есть, но аппаратура, комплектующие… пока в основном импортные.

Тем не менее считаю, что свой вклад в импортозамещение мы вносим. Созданные нашим предприятием биоакустические установки нового поколения «Биозвук» по всем параметрам превосходят существующие приборы. Мы продолжаем их совершенствование.

Что касается финансовых результатов, то несмотря на трудности, развиваемся. За семь последних лет в три с лишним раза увеличили оборот. Ну тут скидку на девальвацию надо делать. Статистика наша лукавая. Официально – проценты, а на практике – десятки процентов.

За счет чего развиваемся? За счет профессионализма, квалификации и опыта. Мы же не просто поставляем оборудование. Мы помогаем решать проблемы. Как правило, люди не знают, какой конкретно прибор нужен. Звонят: «Вот чайки достали… вороны достали, голуби все изгадили…» Люди звонят о проблеме… Помогаем решать. Надо, выезжаем на место. Проводим и обследования. Сейчас вот выполняем работы по обследованию орнитологической ситуации на территории вокруг аэропорта Домодедово. Все четыре сезона исследуем объекты, привлекающие птиц. С аналогичными целями выезжаем в другие регионы. Предлагаем варианты защиты. При этом речь идет не только о нашем оборудовании, но и о различных организационных и технических мерах. Скажем сетки установить, завесы полосовые на ворота пищевых складов. Иногда просто совет. У нас ведь порой дорога до зернохранилища зерном усыпана… Тут даже отпугиватели не помогут. Достаточно накрыть машину брезентом…

Такие вот обследования и наши рекомендации – основа бизнеса.

Ничто не нарабатывается так трудно и теряется так быстро

- Из чего авторитет бизнесмена и фирмы складываются?

- Он нарабатывается очень трудно и долго, а теряется быстро. Год не поработаешь – все потеряешь. Нельзя стоять на месте. Надо искать, фантазировать, предугадывать ситуацию. Просчитывать все экономические, политические моменты, все учитывать. Надо чувствовать требования момента, и работать качественно.

- Как заказчик? Его оценка?

- Отзывов хороших много, на нашем сайте можно ознакомиться. Я больше интересуюсь ситуациями, когда заказчик недоволен. Хотя это бывает нечасто, мы внимательно изучаем причины с тем, чтобы избежать таких ситуаций в будущем. Нередко в негативном результате виноват сам заказчик. «Пришлите, пишут нам, от бакланов». Шлем… Не работает… Просим фото птичек прислать… Присылают, а там не бакланы, а совсем другие пернатые. Или режим эксплуатации неправильно задают. А в целом за годы нашей работы претензий очень мало.

Это для души

Говорили с Александром Львовичем, человеком дела, о многом – о политике и бизнесе, их взаимосвязи, о том, чего не хватает, чтобы дела в авиации шли лучше. Не обошли и традиционный вопрос об увлечениях помимо работы.

«Это даже не хобби, не без гордости сказал он. Это для души - в последние пару лет увлекся генеалогией. Оказалось – интереснейшая вещь. В родословной моей как и у большинства людей, смешение наций, есть в том числе и польские и украинские корни. А дед, профессор Желеховский Андрей Владимирович, был крупным ученым-физиком в Харьковском университете, где был создан первый в мире ускоритель элементарных частиц. Мой дед отвечал за вакуумные приборы в этой установке, с Ландау работал. Так что, первый ускоритель – наш. Попал в оккупацию и после доноса был арестован и умер в тюрьме в 43-м, от тифа, документы о его реабилитации мне недавно прислали.

Последний штрих встречи. Показывает видео. Огромный лайнер А-380 идет на посадку в Жуковском. Лайнер касается полосы…, и тут раздается знакомый крик «стервятника».

Возвращаясь, у «Белорусской» я приостановился, прислушался… «Стервятник» «пел».

Работает «Ладья»…

Евгений Румянцев

×

Обратный звонок

Сервис обратного звонка RedConnect